Власть педагогическая


Власть педагогическая
   — центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало педагогического процесса; одна из важнейших и наиболее древних проблем педагогического знания; проблема культуры образования и конкретной жизни человека. В.п. - предпосылка и средство осуществления педагогической политики, будь то школьная политика, семейная политика или частная, например политика отца в семье по отношению к сыну. В.п. выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. В.п. - инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна - побуждающая к действию, другая - производящая его. Иногда обе стороны - субъект и объект власти - совмещаются в одном лице ("Учитесь властвовать собой" - А.С. Пушкин). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т.п.). "Полем власти" может быть личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т.д. . Во всех своих "полях" В.п. наделена единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т.п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух формах - потенциальной и реальной. Потенциальная, не проявившаяся власть не менее существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не проявившейся В.п. оказывает на её потенциальные объекты (человек, группа, общество) сильное дисциплинирующее и организующее воздействие, в некотором отношении не менее сильное, чем реально действующая власть. В.п. обладает авторитетом, в ней заложен желаемый результат образования, воспитания, обучения. Власть складывается как система функций из: проектирования деятельности; анализа конкретной ситуации; определения стратегии и частных тактических задач; профилактики отклоняющегося от норм поведения; надзора и пресечения (репрессивная функция); присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми, интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т.д.); распределения этих ресурсов - мер доверия, соглашений и т.д. В.п. разделяется на две формы: легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т.п.) и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера группы и т.п.). Обе формы власти могут принимать противоправный характер. Содержательная типология власти строится по различным признакам: по степени институционализации - правительственная, муниципальная, внутришкольная и т.п.; по количественному признаку (который имеет весьма существенные качественные особенности) - единоличная, олигархическая (власть сплочённой группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по режиму - демократическая, авторитарная, деспотическая, бюрократическая и т.п.; по применяемым средствам - насилие, авторитет, убеждение и т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др. Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа. Они взаимодействуют, как и два типа личности - склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей власть. Оба типа объективно необходимы. Психология власти, её глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы изучаются бихевиоризмом, педологией, неофрейдизмом и др.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35-36)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Власть педагогическая" в других словарях:

  • Диктатура пролетариата —         власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции (См. Социалистическая революция) и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Эта власть называется пролетарской… …   Большая советская энциклопедия

  • Биишева, Зайнаб Абдулловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 …   Википедия

  • Библиография Л.С. Выготского — Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… …   Википедия

  • Библиография Л. С. Выготского — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский (1896 1934)  советский психолог, основатель культ …   Википедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • Флоринский, Михаил Фёдорович — Михаил Фёдорович Флоринский (родился 3 ноября 1952 в Ленинграде)  российский историк, заместитель заведующего кафедрой Истории России с древнейших времен до XX века исторического факультета СПбГУ. Содержание 1 Сведения о деде 2 Образование …   Википедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… …   Энциклопедия инвестора

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Морщакова, Тамара Георгиевна — Морщакова Тамара Георгиевна Дата рождения: 28 марта 1936(1936 03 28) (76 лет) Место рождения: Москва Научная сфера: юриспруденция Альма матер: МГУ …   Википедия